ВНИМАНИЕ: в этом разделе афиши прошедших концертов!

«сказки, легенды, сны»

Остросюжетные и фантастические романсы и дуэты.

Когда-то не было кино, но потребность в ярких сюжетах, способных потрясти, зачаровать, напугать, рассмешить — была всегда.
В конце 19го века одним из искусств, которое выполняло эту задачу, была камерная вокальная музыка, соединявшая экспрессию и эмпатическое воздействие музыки с поэтическим словом и актерским мастерством. Экшн, хоррор, гротеск, фантасмагория, ироническая комедия и другие яркие жанры этого «вокального кино» будут представлены в нашей программе.

Прозвучат произведения Мусоргского, Бородина, Грига, Шумана, Малера, Листа, Сибелиуса и др. авторов — все зарубежные вещи на русском языке в адекватных или отредактированных переводах.

Многие из этих замечательных романсов звучат у нас крайне редко, есть совсем раритеты.

Танеев, Сосна (Полина + Михаил)
Вольф, Песня Эльфа — Мария Г.
Кабалевский, Кола Б. — Михаил Е.
Григ, Серенада Пер Гюнта — Алексей Ю. — Григ, Песня Сольвейг — Мария Г.
Шуман, Контрабандист — Михаил Е.
Римский-Корсаков, Ария Кащевны – Полина Б.
Шапорин, Заклинание — Мария Г.
Бетховен-Бёрнс, Гленко шотл.(трио)
Шуман, Два гренадера — Михаил Е.
Мусоргский, «Полководец» — А.Ю. — Мусоргский, Песня о блохе — М.Е.
Малер, «Чтобы упрямые дети стали послушными» — М.Г.
Малер, «Проповедь св.Антония» — А.Ю.
Малера, Рейнская легенда – П.Б. — Малер, «Кто придумал эту песенку?» — М.Г.
Лист «Король в Фуле» — Алексей Ю.
Римский-Корсаков, Гонец — Михаил Е.
Бородин, Спящая княжна – Полина Б.
Сибелиус, Восход солнца – Алексей Ю.
Рубинштейн – Ангел (дуэт) – Мария + Полина
Афиша

Концертная программа «Нравы кельтов»

Шотландские, ирландские, валлийские и другие песни народов Европы
в обработке Л. Ван Бетховена и Й.Гайдна.

Программа начинается и заканчивается drinking songs, призванными напомнить, что истина в глотке вина в компании друзей и ни в чём ином.
Между этими разумными увещеваниями — всё что, нас отвлекает, манит, отнимает от мира и созерцания: амуры, войны, охота, море, дурные сны.
Программа разбита на главы, как будто мы следуем сюжету некоего романа Вальтера Скотта о странствиях горца.
Каждой песни предпослан небольшой стихотворный эпиграф из Бёрнса.

Бетховен написал 132 обработки народных песен, Гайдн — 429: немецких, итальянских, английских, испанских, польских, русских, украинских и прочих. В нашем концерте песни прозвучат в основном на русском языке, основу программы составляют песни потомков кельтов.

Пролог 1. Т.Томс, Студенческая застольная (ирл.)
Глава I, «Деревня в горах» 2. (Й.Гайдн)-Роденберг, «Вижу горы» (шотл.)
3. В.Смит, «Прощай же, город суеты» (валл.)
Глава II, «Пасторали» 4. Мc. Хантер, «Золотое платье» (валл.)
5-7. «Милее всех был Джемми», «Верный Джонни», «Ах,плутовка…» (шотл.)
Глава III, «Прощание»
8-9. Мc. Хантер, «Прощание моряка», Р.Бернс, «Постоянство» (валл.) — дуэт
10. Шотландская застольная
Глава IV, «Путешествия» 11-15. Песни разныхстран Европы
Глава V, «Война»
16. «Їхав козак за Дунай» (укр.) «Кровь ирландца» «О, солдат забытый» (ирл.)
Глава VI, «Возвращение» 19. «Зачем так нежен запах роз» (шотл.)
20. Дж.Бейли, «Ирландская застольная»
21. У.Спенсер, «Жена, дети, друзья» (ирл.) — дуэт
Глава VII, «День и ночь» 22. (Й.Гайдн)-Лёнс, «Пока стоит веселый день» (шотл.)
23-24. Р.Спенсер, «Спокойной ночи вам» Д.ап Гуиллим, «Сон» (валл.)
Глава VIII, «Охота» 25-26. «Милорды, сон долой!», Миссис Грант, «Охота на волка» (валл.) — дуэт
Эпилог 27. Р.Бернс, «Застольная» (шотл.) — дуэт

Афиша

Концертная программа «Голубь на клёне»

Народные мотивы в романсах и дуэтах славянских композиторов.
Русские, украинские, моравские и иные песни.
Мусоргский, Чайковский, Дворжак, Монюшко, Шопен и др.

Когда-то эти песни были народными. То есть были частью обряда, живым мифом деревень за пределами «культурного мира». В какой-то момент они сыграли колоссальную роль в становлении новой европейской культуры: позитивную — в появлении «национальной музыки», романтической поэзии, негативную – в появлении лубка, кича.
И всё же, как в Таиланде в домиках над крышей, так в этих песнях в оправе XIX века будто живут духи предков. Там вековые кольца нашего прошлого, когда наши архипрадеды, общие для русских, чехов, сербов, складывали плачи, свадебные песни, колыбельные.
Программа построена вокруг символа преданной любви, голубя, который появляется в песнях снова и снова…

1. Вниз по матушке, по Волге, РНП
2-3. Ф.Шопен «Литовская песенка», А.Дворжак, «Голубь на клёне», дуэт
4. И.Падеревский «Gdy ostatnia róża zwiędła» (Когда завяла последняя роза)
5. «Гей у полi вишня» в обр. А.Дворжака, дуэт
6. М.Глинка, «Ах ты, ночь ли, ноченька»
7-8. «Вылетала голубина» обр. А.Дворжака, Ф.Шопен, «Narzeczony» (Жених)
9. «У нас под лесом, лесочком» в обр. М.Черёмухина, дуэт
10. М.Глинка-В.Забила, «Гуде вiтер вельми в полi»
11. «Ой у полі вітер віє» в обр. Л.Ревуцкого, дуэт
12-13. Ф.Шопен, «Wiosna», «Весна», А.Дворжак, «Скромная девушка» (дуэт)
14. М.Мусоргский-А.Кольцов, «Дуют ветры, ветры буйные»
15-16. А.Дворжак, «Шиповник», Ф.Шопен, «Moja pieszczotka» (Моя баловница)
17. «Ах, что ж ты, голубчик, не весел сидишь» в обр. А.Дворжака, дуэт
18. С.Монюшко, «Kotek», «Кот»
19. «У ворот сосна зеленая» в обр. М.Черёмухина, дуэт
20. М.Мусоргский, «По-над Доном сад цветёт»
21. «Из-под горки снег выпал» в обр. М.Черёмухина

Афиша

Концертная программа «Ручей и море»

Воображаемый разговор Шуберта и Грига в письмах и песнях.

Беседы бывают разные. Кто как, а композиторы, ручьи, певцы и птицы могут изъясняться песнями. И часто сказано так, что уж ни убавить, ни прибавить, только повторить. Григ и Шуберт – два ярчайших композитора-романтика, их темы схожи и традиционны в целом для их века, а темпераменты ярко индивидуальны и во многом противоположны.
Этот музыкальный в конечном итоге конфликт – образами которого для нас стали голоса ручья и моря – хорошая приманка для слуха, который любит контрасты. Никаких комментариев с нашей стороны, только письма и песни.

В лодке
1. Григ-Краг, «В челне» // Шуберт-Гёте, «На озере»
Сердце поэта
2. Григ «С водяной лилией» // Шуберт-Маттисон, «Аделаида»
Григ, «Сердце поэта»
Голос поэта
3. Григ-Ибсен, «Лебедь» // Шуберт-А.Шлегель, «Плененные певцы»
Ручей
4. Григ-Гарборг, У горного потока // Шуберт-Мюллер, «Куда» из «ПМ»
Томление любви
5. Григ-Бьернсон, Принцесса // Шуберт, «Юноша у ручья»
Восторг любви
6. Григ-Андерсен, «Люблю тебя» // Шуберт-Рюккерт, «Ты мой покой»
Сны
7. Шуберт-Мюллер, «Весенний сон», // Григ-Бенцон, «Сны», Григ, «Сон»
Круговорот жизни
8. Григ-Кр.Рикардт, «Осенняя буря» // Шуберт-Рюккерт, «Песня старца»

Афиша

Концертная программа «Композиторы шутят»

Романсы и дуэты русских и зарубежных композиторов

Высокий пафос классиков и романтиков, избравших Красоту своим кумиром, был долго враждебен смеху и юмору, сосланным в комическую оперу и народный театр. Тем более ценной выглядит любая попытка преодолеть эти границы и посмеяться от души по всем законам формы и композиции. Начиная от немцев: Моцарта, Шумана, Малера, мы проследим эту игру до «беспредельщиков» вроде Мусоргского, Равеля или Шостаковича.
Сделать блюдо «поострее» нам помогут анекдоты из жизни композиторов.

1. Свиридов, «Финдлей»
2-3. Равель, «Николлетта», «Сверчок»
4-7. Малер, «Кто придумал эту песенку?», «Похвала знатока»
«Чтобы капризные дети были послушными», «Проповедь святого Антония»
8-10. Прокофьев, «Чернец», «Дунюшка», «Болтунья»
11. Шуман, «Контрабандист»
12. Вольф, «Шуточный заговор от головной боли»
13-17. М.Мусоргский, «Семинарист», «Озорник», «Козёл»,
«По грибы», «Блоха»
18. Шостакович, «Крейцерова соната»
19. Лапарра, «Гоните лысых женихов»
20. Брамс, «Сёстры» — дуэт
21. Конст.Вильбоа, «В реке бежит дремучий вал» – дуэт

Афиша

Концертная программа «700 лет галантных песен»

Кто-то ведёт счёт книгам о любви от Овидия, кто-то от легенды о Тристане и Изольде,
но в любом случае в каждой эпохе были авторы, способные создать совершенно иной образ любви.
Мы отобрали внутри каждого столетия цитаты из книг и созвучные им песни европейских композиторов, среди которых
Г. де Машо, О. ди Лассо, Д.Доуленд, Ф.Гарсиа Лорка, Э.Григ, П.Чайковский, Ж.Бизе, Х.Родриго.
Безусловно, в деталях мы увидим вопиющие противоречия.
И всё же возникает ощущение, что, по крайней мере, последние 700 лет мы живём внутри единого мифа.

1. Guillom de Machaud, Quant je sui mis o retour
2. Orlando di Lasso, Fleur de quinze ans
3. Д.Доуленд, “Сome again sweet love”
4. Д.Доуленд, “Flow my tears”
5. Д.Доуленд, “Can she excuse my wrongs”
6. Д.Доуленд, «Dear, if you change»
7. Д.Доуленд, «Now o now i needs must part»
8. Гендель, соната ля-минор, переложение для гитары и скрипки .
9. Моцарт, «К Хлое»
10. Моцарт, Ария Дон-Жуана
11. Г.Ф.Гендель, «Ombra mai fu» (Ария Ксеркса)
12. Scarlatti, «Spesso vibra per suo gioco»
13. Паганини, «Кантабиле»
14. Э.Григ, Серенада Пер Гюнта
15. Лорка, «Nana de Sevilla»
16. Лорка, «Sevillanas» C-dur (capoIII)
17. Rodrigo, Adela
18. Шуберт, «Серенада»
19. Чайковский, «Средь шумного бала»
20. Бизе, Испанская серенада
Афиша

«Птицы и цветы»

Первая концертная программа клуба (прозвучала впервые 11 апреля) включает в себя романсы и дуэты О ПТИЦАХ И ЦВЕТАХ.

В рамках этой традиционной для романтической поэзии темы много шедевров появилось и в музыке. Собрав их вместе, мы получаем очень разнообразный и пёстрый букет: от песен-аллегорий о весне и любви до развёрнутых, почти живописных портретов отдельных птиц и цветов, от изящных миниатюр Моцарта, Титова до страстей и драм авторов конца 19го века.

Прозвучат романсы Грига, Шумана, Шуберта, Дебюсси, Шоссона, Чайковского, Рахманинова и других авторов, дуэты Шумана и Аренского.

Шуман, «Ласточки» (дуэт)
Римский-Корсаков-А. К. Толстой, «Звонче жаворонка пенье»
Спендиаров, «К розе»
Ц.Кюи, «Последние цветы» – (дуэт)

Моцарт-Ферран, «Птичий Жребий»
Шуберт «Цветы мельника», «Голубиная почта», «Ворон»
Шуман, «Укройте цветами» (дуэт)
Г.Форе-Виктор Гюго, «Мотылёк и фиалка»
Дебюсси, «Полевые цветы», Шоссон, «Колибри»
Виетти,«Купите фиалки»
Дворжак, «Голубь на клёне» (дуэт)
Григ «Весенний цветок», «Водяная лилия»

Булахов, «Колокольчики»
Рахманинов, «На смерть чижика», «Сирень»
Аренский-Г.Гейне, «Фиалка (дуэт)
Римский-Корсаков А. Кольцов, «Пленившись розой, соловей… »
Валерий Гаврилин-Лев Куклин, «Белая ворона»
А.Рубинштейн-Пушкин, «Птичка Божия» – (дуэт)

Афиша

«Виденья: то светлых, то печальных дней»
Романсы на стихи А.С.Пушкина

Ценность и сила воздействия романса привычно связывается с его музыкой. Говорят – романсы Глинки, романсы Чайковского. Слово оказывается в тени музыки.
Когда же романс написан на стихи Пушкина, становится ясно, что это не совсем так. Тут уже композиторы как бы попадают на чужую территорию, и говорят об уместном или нет «музыкальном прочтении».

Для певцов же и слушателей этот музыкальный Пушкинский мир – как заповедник, где слово и музыка живут в первозданной природной гармонии.
В концерте прозвучат как очень знакомые, так и редко исполняемые романсы русских композиторов (Титов, Глинка, Бородин, Даргомыжский, Вильбоа, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Кюи и другие авторы).

1. Цыганский романс «Не спрашивай» гитара 1817
2. М. Глинка, «В крови горит огонь желанья»
3. Цыганский романс «Я пережил свои желанья…» гитара 1821
4. П.Чайковский Песнь Земфиры («Старый муж…») 1824
5. Ник.Титов, «Птичка» 1824
6. Конст.Вильбоа, «В реке бежит дремучий вал» 1820—1821 гг.
7. Римский-Корсаков, «Редеет облаков летучая гряда…» — 1820
8. Светланов, «В поле чистом…»
9. А.Рубинштейн, «Птичка Божия» — 1824
10. М. Глинка, «Я помню чудное мгновенье…» 19 июля 1825 года
11. Ц. Кюи, «Сожженное письмо» 1825
12. Ник.Титов, «Талисман» 1827
13. Ц.Кюи, «Последние цветы» – Дуэт
14. А. Бородин, «Для берегов отчизны дальной…» 1828 г.
15. М. Глинка, «Не пой, красавица, при мне…» 12 июня 1828 г.
16. Ц. Кюи, «Царскосельская статуя» 1830
17. Чайковский, «Соловей» 1835
18. Дм.Степанович, «Талисман»
19. А.Даргомыжский, «Юноша и дева» 1834 — 1835
20. Римский-Корсаков, «На холмах Грузии» 1829
21. Б. Шереметьев, «Я вас любил…» — дуэт
Афиша

Концертная программа «Аделаида»

Быть может, одна из самых рискованных программ. Не только потому, что этим композиторам нет равных по искренности, изысканной простоте, по тонкости нюансов, но кроме того, эта программа  –  как бы двойной перевод.

Во-первых, в переводе на русский язык. Но кроме того, программа прозвучит в переводе аккомпанемента с языка фортепиано на язык струнного трио.

Пролог
Шуман — «Ласточки» – дуэт
Томление и надежды
Шуберт «К Лютне», Серенада, «Аделаида»
Томление и слёзы
Шуберт-Гёте, «Сладость скорби», «Утешение слезами», «Гретхен за прялкой»
Шуберт-Шилер, «Юноша и ручей»
Страстное томление. Цветы и птицы
Шуберт «Голубиная почта», Шуман «Цветов венок душистый»,
«И розы и лилии», «Венков из миртов и розы…», «Укройте цветами» (дуэт)
Покинутый
Шуберт-Мюллер, «Увядший цветок», Шуберт «Жалоба девушки»
Шуман-Гейне, «Лишь только песню слышу…»,
Шуман «Тоска любви» (дуэт), Шуберт-Мюллер, «Почта»
Снова вместе
Шуберт «Ты мой покой», Шуман «О, есть ли в том сомненье?..» (дуэт)
Шуберт «Близость любимого»
Эпилог
Шуберт — «К музыке»
Афиша

«романсеро»

Испанские романсы и дуэты из репертуара русских и зарубежных композиторов.

Злые языки говорят об отсутствии в Испании классической музыкальной школы. Якобы, испанскую музыку как некий миф создали по большей части французы: Бизе, Равель, а испанцам осталось только продолжить в том же духе.
Вообще-то испанская тема не давала покоя не только французам: и немцам, и итальянцам, и русским. В каждой культуре отразились и волны Гвадалквивира и стук кастаньет.
А есть ли у испанцев оригинал, или это только игра отражений, мы предлагаем решить зрителям после концерта, где испанских авторов будет предостаточно.

F.Obradors “Vito”, Вито (М.Гусева)
Де Фалья, Мавританская шаль, Сегидилья (Тамара Т.)
Шуман, «Первая встреча» — дуэт (М.Гусева-Тамара Т.)
Granados “El Mirar de la Maja” Маха перед зеркалом (М.Гусева)
Россини, Испанская канцонетта (Мария Ч.)
Сен-Санс, Болеро — дуэт (М.Гусева- Мария Ч.)
Глинка, Болеро (О, дева чудная моя) (Тамара Т.)
Бетховен, «Болеро» (А.Южин),
Бетховен, «Болеро» — дуэт (Южин- М.Гусева)
Шостакович, Звездочки (Тамара Т.),
Шостакович, Первая встреча (Мария Ч.)
Шуман, «Тоска любви» — дуэт (Южин- М.Гусева)
J.Rodrigo “De los Alamos vengo, madre” (В тополиной аллее) (М.Гусева)
Равель, «Романтическая», «Застольная», «Эпическая» (А.Южин)
Бизе, Испанская серенада (А.Южин)
Бизе, Хабанера из оперы Кармен (Мария Ч.)
Бизе, Сегидилья из оперы Кармен (Тамара Т.)
Шуман, «Укройте цветами» дуэт (Южин-М.Гусева)
Гранада-Лара (М.Гусева)

Афиша

«магия и любовь»

Вокальная и инструментальная музыка английского барокко.

Кроме произведений двух самых ярких композиторов этой эпохи, Перселла и Доуленда,
прозвучат также песни Генри Керри (автор английского национального гимна) и Томаса Морли.

Дж.Доуленд, «Белым, как лилии, было её лицо» («White as Lilies was Her Face»)
Дж.Доуленд, «Безделушки для Дам» («Fine knacks for Ladies»)
Дж.Доуленд, «Пусть текут слёзы» («Flow my tears»)
Дж.Доуленд, «Простишь ли ты моё несовершенство» («Can she excuse my wrongs»)
Г.Пёрселл, «If Music be the food of love»
Г.Пёрселл, «Strike the viol»
Г.Пёрселл, «I attempt from love’s sickenss to fly»
Г.Пёрсел. «Удивительная машина» («Wondrous Machine» from «Hail, bright Cecilia»)
Г.Пёрселл, The Fairy Queen, Act V – «Hark! how all things…»
Г.Пёрселл, «Let the dreadful engines» (The Comical History of Don Quixote)
Г.Пёрселл, «Fairest Isle»
Г.Пёрсел. «Удивительная машина» («Wondrous Machine» from «Hail, bright Cecilia»)
Г.Кэри. «Оправдание для любви» («Justification for Loving»)
Г.Кэри. «Фауст-Арлекин» («Songs in Harlequin Doctor Faustus»)
Г.Кэри. «На острове Мэн графства Йоркшир» («In the Honest Yorkshire Man»)
Т.Морли. «Сейчас время маяться, в месяц Май» («Now is the month of Maying») дуэт

Афиша

«Вчерашняя ночь была так светла…»

Картины природы в вокальной лирике.

Тема, напоминающее школьное сочинение, тем не менее в данном случае дает действительно интересный повод для встречи с публикой. Романсов, где есть развернутые описания картин природы — не так много, как кажется, многие из них — признанные шедевры. Но есть и замечательные забытые вещи. Дуэт Аренского на стихотворение Хомякова «Вчерашняя ночь», давший название программе, из их числа.

В программе Шуберт, Брамс, Глинка, Аренский, Танеев, Римский-Корсаков и другие авторы. Мы выбирали самые подробные «картины». Разные состояния природы, от гармонии, покоя, до бури, от кипения жизни до ее угасания задают огромный спектр переживаний «романтического» человека, что ещё теплится и в нас…

Глинка, Венецианская ночь
Глинка, Баркарола «Уснули голубые» (дуэт)
Аренский, В садах Италии
Аренский, Вчерашняя ночь (дуэт)
Римский-Корсаков-Пушкин, На холмах Грузии
Римский-Корсаков-Пушкин, Редеет облаков летучая гряда…
Танеев, «Сосна» — (дуэт)
Танеев, В дымке-невидмке»
Григ, Заход солнца, Избушка, К водяной лилии
Шуберт, Баркаролла, Форель, «Куда?»
Брамс, Под дождем, Любовь и звёзды (дуэт)
Цыганский романс — В блеске дивной красы
Шишкин, Ночь светла…
Цыганский романс — Ночные цветы
Тихо всё
Звезды на небе

Афиша